Главное меню
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ШКОЛА СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА»
Актуальность и педагогическая целесообразность программы проекта
Обновление системы образования в России поставило перед учреждениями дополнительного образования определённые задачи по развитию детей и подростков. Возникла необходимость в создании оптимальных условий для творческой самореализации социального становления личности ребенка и его профессионального самоопределения. Нынешнее молодое поколение очень многолико, что обусловлено открывшимися возможностями приложения своих сил. Каждый человек не только индивидуален, но и по набору личностных качеств уникален. Реализация своего жизненного потенциала является для многих сверхзадачей, но не многие знают ответ на вопрос «Как?», «Какие механизмы задействовать, чтобы проявить свою уникальность и неповторимость, как развить навыки лидера и руководителя?», «Как добиваться поставленных целей?», «Как вообще стать успешным человеком?» Успешность характеризуется достижением конкретных результатов. Успешный человек это человек, который знает свои конечные цели, умеет грамотно донести свои идеи до других людей. Также обладает определенными коммуникативными навыками для мотивации и влияния на окружающих. Уверенность в собственной значимости и значимости результата – основной фундамент поведения. Ведь это критерий измерения его успешности. Таким образом, успешный человек – это человек результата, лидер. Одно из основных качеств успешного лидера-
Среди подростков и молодежи важно иметь статус «включенности» в разные социальные группы. Не случайно молодым людям так важно совместное время провождение, ощущение сопричастности, поддержка окружающих. Они формируют свой мир, в котором им легче проявить себя и удовлетворить ряд базовых потребностей, таких как самоактуализация, внимание, уникальность. Сейчас в среде Интернет очень популярно создание живых журналов и различных сообществ по интересам, форумов, чатов. Наглядный пример: формирование определенного сленга для конкретных групп. В таких группах также появляются лидеры, при этом они могут меняться в зависимости от темы обсуждения.
В тоже время, многие молодые люди, имея высокий коэффициент интеллекта, совершенно беспомощны в межличностном общении, разрешении конфликтных ситуаций, выработке и принятии решений. Период детства и юности – время становления личности, а неповторимости яркой личности может помочь проявиться коллектив сверстников. Склонность детей и подростков к общению при отсутствии подобного коллектива, толкает их в группировки, многие из которых имеют асоциальную направленность. Во многом по этой причине наблюдается рост детской преступности, наркомании и т. п. Эти задачи можно решить путем обеспечения образовательными программами дополнительного образования по развитию коммуникативных навыков детей и подростков, так как пока нет возможности вставить такие занятия в учебный план школы, который и так весьма перегружен. Даже беглый обзор образовательных модулей программы
«Школа социального успеха» дает возможность понять, что такое обучение требует достаточно большого времени.
Тем не менее, интерес педагогов-
Существенный интерес это направление работы вызывает у родительской общественности. Современные родители прекрасно понимают, что даже самое высококачественное научно -
Таким образом, необходимость создания специального проекта
«Школа социального успеха» очевидна и педагогам, и родителям. Помимо этого, существуют и другие причины, по которым обучение в «Школе социального успеха» необходимо.
Во-
Во -
В-
Образовательный проект «Школа социального успеха» адресована руководителям творческих объединений социально-
По целям деятельности является социально адаптирующей. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности
В ходе реализации программы модули могут меняться местами, если это необходимо, что зависит от динамики группы и актуальных потребностей участников группы.
Программа проекта «Школа социального успеха» адаптирована и рассчитана на психолого-
Сроки реализации программы -
Цель:
Развитие у подростков социально-
Задачи:
способствовать формированию: нового уровня мышления, логической памяти, устойчивого внимания; интереса к другому человеку как к личности, развитие интереса к себе; стремления разобраться в своих способностях, поступках;
Развивающие
способствовать развитию: навыков самоанализа; чувства взрослости, адекватных форм утверждения самостоятельности, личной автономии, самопрезентации;
Воспитательные
создать условия для: активного взаимодействия подростков с широким социальным окружением; выявления и развития одаренных детей.
Моделирование образовательной среды дающей подросткам возможность систематической и последовательной тренировки комплекса коммуникативных навыков. Моделирование отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения
Формы проведения учебных занятий.
Игровые тренинги, психогимнастические упражнения, ролевые и деловые игры, игровые профориентационные упражнения, дискуссии, мастер-
«игра в тесты» (активизирующие опросники).
Ожидаемый результат.
К концу обучения по программе подросток будет:
знать
• Нормы и правила работы в команде;
• Понятие «тренинг» как метод работы в команде;
• Элементы модели лидерских качеств: «лидерская Я–концепция»,«знание и чувствование себя»,«активная жизненная позиция и стремление к лидерству», «видение перспективы», «социальная чувствительность»,«ответственность»;
• Модели лидерского поведения в типичных проблемных ситуациях;
• Информацию о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности.
уметь
• Применять приемы активного и делового стиля общения;
• Управлять собственным поведением с учетом норм коллектива, интересов и потребностей окружающих;
• Владеть навыками оценки собственных действий, своей деятельности и достигнутых результатов;
• Владеть навыками взаимопонимания и согласованных действий команды;
• Владеть навыками общения и ведения переговоров в ситуациях различного психологического контакта между партнерами;
• Принимать коллективные решения, аргументируя свою точку зрения;
• Находить компромиссы в условиях наличия конкурентных точек зрения;
• Владеть навыками анализа проблем и выявления альтернативных путей решения.
Формы подведения итогов:
Экспресс-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»
(развитие навыков делового общения)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ: «ВЕКТОР УСПЕХА»
(развитие способностей познания себя и других людей)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Классификация учебных занятий (по основной дидактической цели)
(П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко)
Вводное учебное занятие (начало учебного года, раздела, темы).
Учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Учебное занятие по закреплению знаний и способов действий.
Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности.
Систематизация и обобщение знаний.
Учебное занятие по контролю, оценке и коррекции.
Основные методы и приемы
В программе задействованы следующие методы групповой работы и тренинговые процедуры:
Диагностические процедуры. Используются как средство получения участниками группы новой информации о себе, формирования более глубокого самопонимания и самораскрытия, а также обеспечения и контроля эффективности тренинговых процедур и программы в целом.
Информирование (запланированное и ситуативно-
Психогимнастические упражнения. Включаются в программу как в содержательных целях (развитие профессионально-
Групповая дискуссия. Используется в целях обучения участников конструктивному анализу ситуаций, формирования навыков убеждающего воздействия и управления процессами выработки коллективного решения, развития умения слушать и воспринимать аргументы оппонентов. Групповая дискуссия позволяет сопоставить противоположные мнения, увидеть проблему с разных сторон, уменьшить сопротивление в отношении новой информации, отличной от ожидаемой.
Метод разыгрывания ролей. Позволяет отрабатывать и закреплять лидерские модели поведения в учебных ситуациях.
Ситуации-
Метод анализа ситуаций. Используется в целях объективизации ситуации взаимодействия, стимулирования глубокого осознания участниками собственных способов поведения, а также действий и мотивов партнеров.
Сюжетно-
Активизирующие опросники личностного и профессионального самоопределения. Главной целью активизирующих опросников является не столько получение информации об участнике группы, сколько стимулирование его размышлений о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения и направлены на формирование готовности ребенка к размышлениям о себе и своей жизни, что предполагает духовный поиск, переживания и определенные внутренние противоречия (сопоставление внутренних, субъективных позиций и ориентаций). Активизирующие опросники — это своеобразная «игра в тесты». Важным условием их проведения является понимание подростками и психологом-
Индивидуальная и групповая рефлексия. Проводится в конце занятия и направлена на осмысление процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности.
Ведение дневниковых записей, рабочих тетрадей. Используется для сохранения информации, полученной в ходе занятия (во время процедур информирования, выполнения саморефлексивных и иных упражнений), а также фиксации результатов наблюдений в рамках «домашних» заданий.
Психолого-
Осуществление психолого-
Применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения.
Материально-
ЛИТЕРАТУРА
1. |
В.А Родионова, Е.А.Лангуева Развитие навыков делового общения. (Тренинговые занятия для учащихся старших классов) |
2. |
Е.И. Чепурных, С.М. Шурухт, Н.П. Майорова. Обучение жизненно важным |
3. |
К.Фоппель Как научить детей сотрудничать. М., Генезис,2001 |
4. |
И.И Фришман . Игры без проигравших. Москва, 2003 |
5. |
«Искусство вести за собой…Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств» Под ред. Д.п.н. С.В.Тетерского. - |
6. |
Т.Н.Гущина Игровые технологии по формированию социальных навыков у |
7. |
Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. — М., |